Что нужно знать о выгорании личности профессионала?

Явление профессионального (или эмоционального) выгорания обнаружили в США, когда пациенты психотерапевтических клиник и клиенты консалтинговых компаний начали жаловаться на плохую работу сотрудников психологической и социальной поддержки.

Хотя перед этими работниками стояли задачи помогать людям справиться с психологическими проблемами, стрессом и бедами, они начали относиться к работе недостаточно прилежно. Большой сектор бизнеса начал терпеть убытки. В результате удалось выявить одну из болезней стресса, возникающую у людей, вынужденных много общаться по работе – «выгорание» («... персонала», «... личности», «... эмоций»).

Одновременно в СССР изучали, почему у сотрудников правоохранительных органов массово наблюдаются изменения личности. Впрочем, термином «выгорание» у нас не пользовались, а результаты не стали предавать огласке.

По сути, это душевное переутомление от необходимости постоянно дарить своё дружественное общение другим людям. Впрочем, в случае с советской милицией причины выгорания были другими.

Чаще всего эта болезнь возникает у психотерапевтов, учителей, продавцов и руководителей всех уровней. Также её обнаруживают у разных менеджеров и банковских служащих. Выгорание приводит к тому, что человек начинает работать хуже, а также к тому, что структура его личности изменяется и деформируется. Однако если человека тепло поддерживают друзья и родные, выгорание у него может так и не начаться.

Какие явления предвещают выгорание сотрудника?

  • «Уплощение эмоций». Когда духовные силы на исходе, профессионалы общения делают над собой усилие, чтобы работать как следует. В результате они начинают общаться душевнее, глубже вникают в проблемы клиентов и их отношение начинает в чём-то напоминать родственное. Вскоре это сменяется приступами равнодушия к клиентам и кжизни вообще, даже к любимой еде. Если ничего не предпринять, равнодушие может стать чертой личности человека.
  • «Конфронтация с клиентом». В моменты перерывов в работе персонал с наступающим выгоранием начинает в негативном ключе обсуждать недавних клиентов (или подопечных, если речь об учителях). В какой-то момент у человека появляется повод затаить обиду на своё начальство и работу – всегда из-за конкретного события. Он может переживать, что его недостаточно поощряют, или что у него маленькая зарплата. Работник начинает игнорировать клиентов, часто делает перерывы. Вскоре после этого он начинает брать отгулы или часто отсутствовать из-за плохого самочувствия. Постепенно у него развивается неприязнь к клиентам. И в какой-то момент он срывает накопившуюся агрессию и злобу на невиновном человеке, который нуждался в его профессиональной помощи.
  • «Потеряпредставления оценностях». Это самая опасная форма выгорания. Начинается как недоверие коллегам и клиентам. Его сменяет недовольство собой и ощущение, что человек стал некомпетентен в своей работе. Впоследствии может развиться негативное отношение ко всему новому – человек будет в штыки встречать любые инициативы, при этом себе он будет казаться борцом за качество. В результате психоклимат становится токсичным, у людей портится настроение и выгорание может передаться другим работникам. Человек пытается справиться с болезненным ощущением, что он некомпетентен и, возможно, скоро уволится. Если новая работа будет тоже связана собщением, выгорание ненадолго прекратится, но в действительности станет ещё более полным. В результате человек утрачивает представления о том, что в жизни действительноценно и становится равнодушным ко всему – не только к работе, но и к жизни. Мир для таких людей полностью безразличен.

Хотя выгорание чем-то и похоже на синдром посттравматической стрессовой реакции (ПТСР), нужно иметь в виду, что оно развивается у людей, у которых не было психотравм (главное условие ПТСР).