Почему во время аварий в воздухе пилоты замолкают?

В 1960 годах группа советских исследователей провела ряд рискованных испытаний, чтобы выяснить, как именно проявятся при стрессе склонности к пассивному либо активному поведению, в случае, когда пилоту самолета угрожает реальная смертельная опасность.

Для этого летчикам предлагали взять под управление плохо управляемый транспортный самолет Ан-12. В полете на минимальных высотах (40-100 м) ученые дистанционно создавали неожиданные для пилотов поломки системы управления самолетом. Таким образом, у испытуемых было лишь несколько секунд, чтобы справиться со смертельно опасным стрессором.

Исследователи обнаружили среди летчиков две по-разному реагировавших группы. У профессионалов, отнесенных к первой группе, отмечали резкое увеличение частоты сердцебиения и объема поглощаемого воздуха. Это наблюдали только во время 10-15 секунд, пока летчик непосредственно устранял аварию.

У представителей второй группы во время аварии показатели почти не изменялись, однако сразу после того, как пилот преодолевал опасную ситуацию, его пульс и объем дыхания увеличивались на более продолжительное время – вплоть до пяти минут.

Испытуемые из обеих групп во время аварии переставали общаться по радиосвязи с одним из ученых, хотя такая задача значилась в полетном задании – и пилоты исполняли ее до момента аварии. Это – аварийная алексия, которую следует сопоставлять с алекситимией (состояние, в котором людям трудно описать переживаемые эмоции).

Как отметили исследователи, во время аварии пилоты умолкали не потому, что входили в пассивную фазу реакции на стресс, а потому, что были целиком сконцентрированы на проблеме. В частности, поэтому перед некоторыми авиакатастрофами «черные ящики» нефиксируют никаких переговоров пилотов – ни между собой, ни с наземными пунктами связи.

В результате полученные исследователями данные помогли повысить безопасность полетов, в частности – на Ан-12. Впрочем, тот факт, что эти важные данные получены входе опасных экспериментов ученые благоразумно скрыли от общественности.