Функциональное питание, функциональные и обогащенные продукты, БАДы и пищевые добавки

Термин «функциональное питание» (ФП) впервые прозвучал в 1989 году в работах ученых из Японии, а с 1993 года он стал встречаться и в отечественной научной литературе. В 2005 году в нашей стране сформулировали требования к качеству таких продуктов и впервые ввели в обиход государственный стандарт, который регламентирует эту сферу: «ГОСТ Р52349-2005 Продукты пищевые функциональные».

Этот документ определяет ряд терминов, например: функциональный пищевой продукт, обогащенный пищевой продукт, функциональный пищевой ингредиент (ФПИ), натуральный функциональный пищевой продукт, пробиотик, пребиотик, синбиотик.

В соответствие с этим документом, функциональное питание – это регулярное потребление продуктов, которые обладают полезными свойствами, имеют направленное физиологическое действие и соответствуют определенным требованиям. Называть функциональными можно продукты, которые:

  1. прошли клинические испытания или иначе подтвердили эффективность функциональных компонентов, входящих в их состав;
  2. снижают риск развития болезней, предотвращают и восполняют дефицит питательных веществ;
  3. предназначены для постоянного употребления;
  4. можно включать в рацион людей всех возрастов.

У функционального продукта есть три главных потребительских свойства:

  • пищевая ценность;
  • вкус;
  • и определенный эффект, который он оказывает на физиологию.

Обычные продукты питания не демонстрируют существенного влияния на физиологию, и для них характерны только первые две составляющие.

Функциональные продукты предупреждают болезни или обладают благоприятными для здоровья свойствами вне зависимости от их питательной ценности. Функциональные продукты должны быть более широконаправленными, чем БАДы.

Многие пищевые продукты имеют в составе полезные вещества, но чтобы их можно было назвать функциональными, их польза для организма должна быть четко определена и доказана. В настоящее время в России разрабатывают законопроект и технический регламент, которые введут правовое различие между функциональными продуктами и БАДами.

Биологически активные добавки (БАДы) – это вещества, которые производят в виде лекарственных форм (таблеток или капсул) и применяют в соответствие с конкретными показаниями, но чаще – в качестве профилактических средств.

Общепризнано, что делать такие утверждения о состоянии здоровья, как «может помочь снизить уровень холестерина в составе обезжиренной диеты», можно только если это подтверждают общедоступные научные исследования, и если такие утверждения не вводят в заблуждение.

Примеры функциональных продуктов

Снижающие холестерин спреды

Эти спреды содержат растительные стеролы и станолы (насыщенные стерины) и, как доказали исследователи, уменьшают количество поглощаемого холестерина. После нескольких недель использования они снижают уровень холестерина ЛПНП на 10-15%. В некоторых странах все растительные продукты со стеролами, кроме маргарина, запретили, поскольку в распоряжении общественности не было доказательств, что употреблять их в больших объемах достаточно безопасно.

Также требуется, чтобы на упаковке спредов имелось предупреждение, что они не подходят для младенцев, детей, беременных и кормящих матерей, поскольку входящие в их состав вещества могут препятствовать поглощению бета-каротина. В настоящий момент такие спреды весьма дороги по сравнению с обычным маргарином или маслом.

Яйца и молочные продукты, обогащенные кислотами омега 3

Общеизвестно, что рыбий жир, содержащий кислоты омега-3, весьма полезен для здоровья. Людям, которые не едят рыбу, пищевая промышленность может предложить новые альтернативные технологии, такие как включение кислот омега-3 в куриные яйца или молочные продукты.

Обогащение пищи

Некоторые продукты питания обогащают питательными веществами, чтобы повысить их полезность для здоровья. Такая практика принята повсеместно в регионах, где существуют те или иные пищевые дефициты. Например, соль обогащают йодом, муку – кальцием, маргарин – витаминами A и D.

Фолиевое обогащение

Фолиевую кислоту добавляют к зерновым культурам в 53 странах, среди которых Канада, США, Чили. В России это обогащение носит добровольный для производителя характер, поэтому при покупке нужно искать информацию о нем на этикетках. Аргументы за и против обогащения фолатами заключаются в следующем.

Аргументы за обогащение муки фолиевой кислотой:

  • такая мука предотвращает дефекты развития нервной трубки плода;
  • низкий уровень фолата связан с повышенным уровнем гомоцистеина, который рассматривают как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний, повышающий риск возникновения некоторых форм онкологии, включая рак толстой кишки и молочной железы.

Аргументы против обогащения муки фолиевой кислотой:

  • не до конца ясно, какова биодоступность фолатов (то есть, чистое поглощение без учета потерь);
  • такой подход не оставляет потребителю выбора;
  • высокое потребление фолиевой кислоты часто может маскировать дефицит витамина B12 у пожилых людей.

В мире активно идут дебаты о том, следует ли обогащать все мучные продукты. Несмотря на это, фолиевое обогащение производителями происходит повсеместно. Вероятно, что похожая судьба ждет функциональные пищевые продукты. Ведь правильно подобранный и регулярно потребляемый функциональный продукт способен затормозить развитие хронических заболеваний, замедлить старение и удерживать состояние различных функциональных систем на оптимальном уровне.

Пищевые добавки

Пищевые добавки – это продукты питания, задача которых – дополнить нормальный рацион. Они обеспечивают организм концентрированными источниками питательных веществ (витаминами и минералами) или другими веществами с питательным или физиологическим эффектом.

Растущий интерес к диете и здоровью стимулирует рынок пищевых добавок, БАДов и функционального питания. Рынок пищевых добавок и БАДов растет на 7-10% в год с небольшими колебаниями на протяжении последних 20 лет, поэтому ассортимент доступных в магазинах здоровой пищи и аптеках добавок, витаминов и минералов расширяется. Во многих развитых странах не менее 70% от популяции потребляют пищевые добавки, БАДы и функциональные продукты. В России этот показатель пока составляет менее 40%.

Пищевые добавки отличаются от БАДов и функциональных продуктов тем, что описания добавок не должны претендовать на то, что и продукты помогают проводить профилактику заболеваний или лечить их.