Функциональные продукты, БАДы и пищевые добавки

  • Функциональные продукты – это продукты с предупреждающими болезнь или благоприятными для здоровья свойствами в не зависимости от их питательной ценности. Функциональные продукты должны иметь более широкую направленность, чем БАДы.
  • Биологически активные добавки (БАДы) – это вещества, которые производят в виде лекарственного средства (таблеток или капсул) и применяют в соответствие с конкретными показаниями, чаще для профилактики.

Многие пищевые продукты имеют в составе полезные питательные вещества, но чтобы назвать такие продукты функциональными, их полезность для организма должна быть чётко определена и доказана. В настоящее время в России разрабатывают законопроект и технический регламент, которые введут правовое различие между функциональными продуктами и БАДами.

Общепризнано, что утверждения о состоянии здоровья, такие как «может помочь снизить уровень холестерина в составе обезжиренной диеты», можно делать, если утверждение подтверждают общедоступные научные исследования и оно не вводит в заблуждение. Все пищевые продукты проходят проверку безопасности до выдачи сертификата на пищевой продукт – это обязательно для торговли. Функциональные свойства могут быть сертифицированы в добровольном порядке.

Примеры функциональных продуктов

Снижающие холестерин спреды

Эти спреды содержат растительные стеролы и станолы (насыщенные стерины) и, как доказали исследователи, уменьшают количество поглощённого холестерина. Они снижают уровень холестерина ЛПНП на 10-15% после нескольких недель использования. В некоторых странах все растительные продукты со стеролами, помимо маргарина, были запрещены, по скольку не было доказательств того, что высокие дозы безопасны.

Также требуется, чтобы на упаковке спреда имелось предупреждение о том, что он не подходит для младенцев, детей и беременных женщин и кормящих грудью, поскольку они могут препятствовать поглощению бета-каротина. В настоящий момент такие спреды весьма дороги по сравнению с обычным маргарином или маслом.

Омега 3 – обогащённые яйца и молочные продукты

Рыбий жир, содержащий омега-3 жирные кислоты, весьма полезен для здоровья. Включение этих масел в куриные яйца или молочные продукты предлагает альтернативные источники омега-3 для людей, которые не любят рыбу.

Изофлавины

Соевые бобы включены в продукты питания и продаются как дополнение в качестве источника изофлавинов.

Обогащение пищи

Некоторые продукты питания обогащают питательными веществами, чтобы повысить полезность для здоровья, а также в регионах, где существует те или иные пищевые дефициты. Например, соль обогащают йодом, муку – кальцием, маргарин – витаминами A и D.

Фолиевое обогащение

Фолиевую кислоту добавляют к зерновым культурам в 53 странах, среди которых Канада, США, Чили. В России это обогащение носит добровольный для производителя характер, поэтому при покупке нужно искать информацию на этикетках. В мире активно идут дебаты о том, следует ли обогащать все мучные продукты. Аргументы за и против обогащения фолатами заключаются в следующем.

Аргументы за обогащение муки фолиевой кислотой:

  • предотвращает дефектов нервной трубки плода;
  • низкий уровень фолата связан с повышенным гомоцистеином, который является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний и связан с возникновением некоторых форм рака, включая рак толстой кишки и молочной железы.

Аргументы против обогащения муки фолиевой кислотой:

  • не до конца ясно, какова биодоступность фолатов (то есть, чистое поглощение без учета потерь);
  • такой подход не оставляет потребителю выбора;
  • высокое потребление фолиевой кислоты часто может маскировать дефицит витамина B12 у пожилых людей.

В целом производители чаще склоняются к обогащению.

Пробиотики

По оценкам, в человеческом кишечнике насчитывается 1014 бактерий исчитается, что проглатывание пробиотических бактерий улучшает баланс биоты в кишечнике, благодаря чему снижает риск многих заболеваний.

Пробиотические бактерии часто описываются как «здоровые» или «дружественные» и не считаются потенциально патологическими бактериями. Пробиотики добавляются в продукты питания, обычно в йогурты, и предлагаются как «живые» бактерии, которые оцениваются дозами миллионов колоний.

Наиболее часто используемые штаммы пробиотических бактерий:

  • Lactobacillus acidophilus
  • Lactobacillus rhamnosus
  • Lactobacillus bulgaricu
  • Lactobacillus salivarius
  • Lactobacillus casei
  • Lactobacillus sporogenes
  • Bifidobacteria bifidum
  • Bifidobacteria longum
  • Bifidobacteria infantis
  • Streptococcus thermophilus
  • Homeostatic soil organisms

Некоторые исследования доказывают преимущества добавления пробиотиков в продукты, хотя исследования в основном носят ограниченный характер и проводится при конкретных болезненных состояниях. Необходимы дополнительные исследования, особенно в отношении использования пробиотиков здоровыми людьми.

Доказанные преимущества приёма пробиотиков:

  • улучшение симптомов непереносимости лактозы;
  • снижение восприимчивостик определённой пище и желудочных аллергическихреакций;
  • снижением симптомов раздражённого кишечника;
  • ингибирование Helicobacter pylori,который отвечает за развитиеязвенной болезни;
  • облегчение некоторыхвидов диареи.

Пребиотики

Пребиотик – это пища, которую не переваривает кишечник, а организм – не усваивает. При этом пребиотики стимулируют рост определённых бактерий в толстой кишке. Ингредиенты, обладающие свойствами пребиотиков, представляют собой в основном инулин и фруктоолигосахариды.

Пищевые добавки

  • Пищевые добавки – это продукты питания, задача которых – дополнить нормальный рацион. Они обеспечивают организм концентрированными источниками питательных веществ (витаминами и минералами) или другими веществами с питательным или физиологическим эффектом.

Растущий интерес к диете и здоровью стимулирует рынок пищевых добавок, БАДов и функционального питания. Рынок пищевых добавок и БАДов растёт на 7-10% в год с небольшими колебаниями на протяжении последних 20 лет, поэтому ассортимент добавок, витаминов, минералов, доступных в магазинах здоровой пищи и аптеках, расширяется. Во многих развитых странах потребление пищевых добавок, БАДов и функциональных продуктов составляет не менее 70%. В России этот показатель составляет пока менее 40%.

Пищевые добавки отличаются от БАДов и функциональных продуктов тем, что пищевые добавки в своих описаниях не должны претендовать на профилактику или лечение заболеваний.